Как определить ребёнок левша или правша?

Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.
Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:
а) правой рукой;
б) левой;
в) обеими руками.
2. Ложку он держит обычно в:
а) правой;
б) левой;
в) любой руке.
3. Работать с ножницами в левой руке:
а) абсолютно не может;
б) у него замечательно получается;
в) ему всё равно, в какой руке ножницы.
4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:
а) правой;
б) левой;
в) попеременно обеими руками.
5. Обычно телефонную трубку он поднимает:
а) правой;
б) левой;
в) каждый раз разными руками.
6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:
а) никогда;
б) часто;
в) редко.
7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:
а) правую руку;
б) левую руку;
в) обе руки в равной степени.
8. При аплодисментах более активна:
а) правая;
б) левая;
в) обе руки.
9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:
а) всегда сверху;
б) всегда снизу;
в) каждый раз по-разному.
10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:
а) правой;
б) левой;
в) обеими руками.

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой.

Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;
  • делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой;
  • складывать матрешки;
  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
  • шить, вышивать, вязать;
  • выполнять аппликации.

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений. Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить.

Литература
  1. Бачина О. В, Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи - Москва, «ТЦ Сфера», 2009.
  2. Хасанов А. Е. Тесты для родителей - Минск, Харвест, 1999.

Автор: Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Назад

© 2017 ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1387"